На СВОЁМ месте

Слесари на крупных предприятиях, как фиксики из известного детского мультфильма, могут вовремя и весьма оперативно устранить поломку. Их работа кому-то не видна, но это показатель их профессионализма.

С дозором

Бауыржан НУРГЕЛЬДИНОВ (на фото справа) с коллегами обходит цех дробления и сорти­ровки руды АО «Костанайские минералы». Все оборудование в работе, цех дышит, шуршит трудопроводами, живет. И сле­сари внимательно осматривают разные узлы.

Вот здесь лишнее сыплется. Записали. Тут надо заменить деталь, там – подтянуть болты, а вон в том углу латку поста­вить. Надо сварщика привле­кать. С коллегами слесари всег­да работают в тандеме.

– Сейчас стало проще рабо­тать, – рассказывает Бауыржан. – Раньше на грохотах были же­лезные сита. Их мы меняли, на­верное, раз в неделю. Непростая задача. Очень много времени отнимало. Сейчас сита резино­вые – они служат в разы доль­ше. Да и обслуживать и монти­ровать их проще.

Как только цех планово оста­новят, забурлит слесарская ра­бота. Члены бригады Нургель­динова пойдут тем же путем, исправляя выявленные чуть раньше неполадки, укрепляя узкие места. Работы всегда хватает.

Семья

В подчинении у Бауыржана больше десятка человек. Для него эта бригада почти родная. В ее составе он трудится с 1998 года, когда вернулся на пред­приятие после пятилетнего пе­рерыва. Сначала работал свар­щиком, потом перевелся в сле­сари. По этой специальности ра­ботает уже больше десяти лет.

– У меня здесь трудились че­тыре брата, я – пятый, – гово­рит мужчина. – Все слесарями были. А я пришел в 1987 году сварщиком в первый цех, но в годы развала его закрыли. Пять лет прожил в деревне – помогал родителям. Потом вернулся на предприятие. Сейчас братья все уже ушли на пенсию, мне еще четыре года трудиться.

Семья нашего собеседника из села Шевченовское – семь братьев и сестра. Родители не препятствовали в выборе про­фессии. Да и в семье слесарей не случилось. А вот в этом по­колении выстрелило. Когда старший брат подался в город и устроился на работу на круп­нейшее предприятие Житика­ры, то остальные потянулись за ним. В одной бригаде работали, учились друг у друга, накапли­вали ценный опыт. Традиции сохраняются и сейчас.

Престиж

Свою работу Бауыржан счи­тает престижной. И не потому, что зарплата самая высокая. Да, доход стабильный, и за хоро­ший труд поблагодарят не толь­ко словами, но и премией. Но Нургельдинов еще и свое дело любит. Тем более что чувствует себя на своем месте, рядом с кол­легами, на которых может поло­житься. Говорит, что занимается исключительно своими прямы­ми обязанностями, отвечает за конкретное оборудование, кото­рое за годы работы изучил и зна­ет как свои пять пальцев.

Помогают и современные технологии, которые внедря­ют в систему контроля и мони­торинга оборудования – здесь и камеры видеонаблюдения, и различные датчики. Но хоро­шие рабочие руки нужны всег­да. Потому в этой бригаде рады молодым специалистам. Толко­вые приходят. Их слесари цеха дробления и сортировки хризотиловых руд учат, делятся про­фессиональными секретами. Ведь без команды эффективно работу не наладить.

Читать подробнее https://kstnews.kz/newspaper/1360/item-78634

Я больше ПО ЖЕЛЕЗУ

Стройная девушка мягко передвигается между грохочущими станками. Она прислушивается к каждому звуку и в этой какофонии для неподготовленного уха слышит, что ей говорят станки.

В самом цеху немного сумрачно и пыльно. Неудивительно – это сердце цеха сушки хризотил-асбеста. Анастасия КНАУБ работает в АО «Костанайские минералы» регулировщиком обогатительного оборудования. Спокойная, она уверенно передвигается между рядами станков, будто бы знает наперечет. Ее путь к этому месту работы начался давно.

Еще в 2009 году она пришла в местную комбинатовскую теплицу разнорабочей. Направили с биржи труда. Да девушка так и осталась на несколько лет в оазисе зелени, что находится на территории житикаринского хризотил-асбестового гиганта. Анастасия в той своей должности даже успела попасть на страницы «КН». И тот номер газеты с собственной фотографией бережно хранит как память.

Уже позднее она решила получить специальность в учебном центре АО. Узнала, что идет набор, и рискнула. Корочка машиниста помывочносортировочных машин позволила ей сделать следующий шаг. Но с той работой не сложилось. Анастасия уволилась, хотя вскоре вернулась обратно на предприятие. Все тем же машинистом.

– Три года назад это случилось, – делится девушка. – Мне девочки посоветовали попробовать отучиться на регулировщика. Получилось. Еще год здесь на производстве в паре с наставником работала. Но уже год, как сама тружусь.

Регулировщик по сути своей помогает процессам на производстве идти быстрее, оборудованию – работать без сбоев. Подкручивает гайки. Анастасия занимается тем же. От нее и ею закрученных гаек зависит, насколько качественно будет работать оборудование в цехе дробления и сушки.

– Если речь идет о барабанном классификаторе, а это довольно массивный агрегат, то зовем слесаря, – улыбается девушка. – Потому что там гайки потяжелее. А вот у асбестового обеспыливателя сами рамочки меняем.

И вроде бы женщина даже на таком брутальном производстве получает мужскую поддержку, но труд все равно непростой. Всю смену на ногах – 14 часов.

Анастасия рассказывает, что по цеху ходит, постоянно прислушиваясь. И хотя в свое время ей сказали, что слуха у нее нет, здесь навыков хватает. Наслушанность уже позволяет определить, где лента, а где ролик стучит, не цепляет ли обеспыливатель рамку.

Читать подробнее https://kstnews.kz/newspaper/1379/item-79219

«Мы всегда можем друг друга ОБОГАТИТЬ»

Градообразующее предприятие всегда несет бОльшую ответственность за развитие своего города, чем его менее габаритные коллеги. В Житикаре таковым можно назвать АО «Костанайские минералы». О планах и перспективах говорим с председателем правления компании Ерболом НУРХОЖАЕВЫМ.

Для людей

– Ербол Сапарбаевич, в на­чале марта вы подписали ме­морандум с акимом Житика­ринского района. В рамках этого документа ваша компа­ния вложит в развитие города 60 миллионов тенге. Горожа­нам ждать что-то новое?

– Соглашение традицион­ное. В рамках меморандума поддерживаем наши мечеть и церковь, общество инвалидов, часть студентов, которым пла­тим стипендии. Одним из круп­ных проектов этого года станет строительство котельной для школы села Ырсай.

Думаю, в перспективе будем увеличивать сумму меморан­дума, потому что нам важен эф­фект от траты средств. Допол­нительно деньги направляем на содержание бассейна, стадиона и других соцобъектов. В общей сложности ежегодно на разви­тие города направляем около 200-300 миллионов тенге.

Этот год особенный: району 95 лет. Потому хотим привес­ти в порядок наше озеро. Это достояние Житикары. Водо­ем давно беспокоит жителей и меня лично. Хотим реализовать красивый проект. Обсуждать его будем на общественных слушаниях в ближайшее время.

– В постпандемийные годы в Житикаре под эгидой КМ начали проводить марафон, соревнования по триатлону. Зачем это предприятию?

– Вижу эффект в улучшении эмоционального фона в кол­лективе. Если у человека нор­мальное состояние здоровья, хорошее настроение, то он и работает лучше. Стимулирова­ние коллектива к ведению здо­рового образа жизни – это це­лое направление в работе круп­ных международных компаний. Марафон обязательно проведем этой осенью на высоком уров­не, незадолго до дня рождения «Костанайских минералов».

Летом пройдут соревнования по триатлону. Ждем команды из других областей Казахстана. Нельзя забывать, что мы гово­рим о массовых и зрелищных событиях. А это, помимо всего прочего, привлечение туристов в Житикару.

Все это органично вписыва­ется в концепцию нашего про­екта корпоративного здоровья. Мы ежегодно проводим скри­нинг здоровья наших сотруд­ников совместно с карагандин­ским мединститутом.

– Знать о своих болячках – хорошо, но Житикара – уда­ленный от крупных медцен­тров город, даже в масштабах области. Району не хватает уз­ких специалистов.

– Верно, но не думаю, что даже за большие деньги смо­жем привлечь на работу вра­ча дефицитной специальности. Потому планируем приглашать врачей в формате вахтовой ра­боты. Чтобы они могли на месте принимать наших сотрудников, консультировать, направлять на обследования или лечение. Ни­кто не исключает и консульта­ции по видеосвязи.

Я буду биться за то, чтобы казахстанский продукт применяли вместо импортных добавок.

Мы, как компания, возьмем на себя расходы по оплате тру­да врачей. На первом этапе, по­лагаю, это будут специалисты женского профиля – гинеколог, маммолог. Вопрос еще на ста­дии обсуждения. Возможно, пригласим и хорошего психоло­га, потому что события в мире сильно бьют по нервам. Людям нужно бороться с эмоциональ­ным выгоранием, и мы хотим в этом помочь.

В этом году также планируем модернизировать наш профи­лакторий – довести его до уров­ня четырех звезд, чтобы было комфортно проживающим. Рас­ширим и перечень лечебных процедур.

Для производства

– «Костанайские минера­лы» настолько хорошо завер­шили 2022 год, что можете вкладывать подобные суммы в социальное направление?

– Мы никогда не оставля­ем без внимания социальный блок. Но если бы еще десять тысяч тонн продукции отгру­зили, было бы очень неплохо. В мае стояли несколько дней, из-за разрыва логистических цепочек. Тогда объем месячной отгрузки сократился до вось­ми тысяч тонн – серьезное па­дение. Мы нашли пути отгруз­ки, но осенью случился коллапс на железной дороге. Вагонов и локомотивов не было, заторы, брошенные составы на путях. У меня был заказ на 30 тысяч тонн, а отгрузить смог лишь 18 тысяч.

Мы об этих проблемах гово­рили на всех площадках, писа­ли письма вплоть до аппарата Президента. Сказать, что си­туация выправилась, сложно. Вагоны начали появляться, но вместе с другими проблемами.

– Думали над созданием соб­ственного вагонного парка?

– Конечно. Но вагоны про­сто так не купишь. Через год, если сегодня сделать заказ. Да и нам надо не 15-16, а 150-200 вагонов, чтобы закрыть вопрос хотя бы по одному направле­нию. Есть компании, которые имеют вагоны – ведем перего­воры о сотрудничестве. Также рассматриваем возможность пе­ревозки контейнерами. В прош­лом году один состав ушел че­рез Китай. Емкость меньше, стоимость услуг по перевозке выше, но это удобно. Смотрим все схемы и варианты отгрузки. Даже если завтра все наладит­ся, будем иметь альтернатив­ные пути.

– Каковы перспективы это­го года?

– Планируем продать 260 ты­сяч тонн хризотилового волок­на. Некоторые рынки под санк­ционными воздействиями на­чали минимизировать риски. Наша задача – обеспечивать возросший спрос на казахстан­ский хризотил. Сложности есть, но мы знаем, как с ними рабо­тать.

– Беспокойства может до­бавить очередное заседание по Роттердамской конвен­ции, которое пройдет в нача­ле лета. С каким настроением готовитесь?

– Считаю, что мы вновь долж­ны отстоять свою позицию. Идем с новыми исследования­ми. В этом вопросе нас поддер­живает Правительство Казах­стана. Наша страна заняла ли­дирующую позицию в вопро­се защиты хризотил-асбеста и, думаю, в этом году мы вновь отстоим этот уникальный ми­нерал.

Читать подробнее https://kstnews.kz/news/society/item-78640

Эффективная команда – АВТОМАТЧИКИ

О результатах цифровизации крупных предприятий «КН» писали не раз. Мы решили взглянуть на процесс разработки умных систем, понаблюдать за людьми. Знания каждого уникальны, узко про фес сиональны и весьма ценны.

Собрать воедино

Службы автоматизации и цифровизации на крупных предприятиях работают не первый год. Бойцы невидимого фронта редко попадают в кадр. Но именно они стоят за всеми умными датчиками, счетчиками, панелями управления. А в свете государственной политики по построению «Индустрии 4.0» их работа становится еще более значимой.

В АО «Костанайские минералы» отдел цифровизации и автоматизации в его нынешнем виде открыли два года назад. Прежде было несколько участков разной подчиненности. Сегодня это одна высокоэффективная команда в сорок человек, которая параллельно работает над несколькими проектами, причем ведут их от разработки программного обеспечения и подбора оборудования до внедрения и промышленной эксплуатации.

– Еще до объединения мы начали работу над видеостеной обогатительного цеха под руководством нашего гуру, ныне пенсионера, Александра Нефедова, – рассказал начальник службы автоматизации АО «КМ» Анатолий Кузьмин. – Этот проект значительно облегчил работу. Сегодня внедряем новый проект по установке датчиков напора движения. Уже провели тесты, оборудование показало себя отлично.

В результате сократят простои оборудования из-за заторов поступающей по ленте горной массы. Помимо этого, при установке новых датчиков корректируют места их размещения, чтобы свести к нулю количество ложных срабатываний.

В структуре службы автоматизации три участка. Один предлагает возможные решения проблем, второй отвечает за их внедрение и монтаж, а третий – за эксплуатацию. И если раньше руководители участков Евгений Крысенко, Виктор Вебер и Григорий Резник работали порознь, то сегодня даже сидят в одном кабинете.

– Мы минимум шесть лет вместе работаем, – рассказали мужчины. – Когда были разные службы, то сложнее было. Не понимали друг друга до конца. Сейчас постепенно вникаем в работу других участков. Сразу видим узкие места, и результат лучше.

Читать подробнее https://kstnews.kz/newspaper/1385/item-79402

Хлудов Н.Г.. Молодые охотники. Чемолганская волость, Верненский уезд (1913)

Начало ХХ века в творчестве Хлудова отмечено как период глубокого и серьезного осмысления своего отношения к живописи. С особой симпатией художник изображает казахскую детвору. Вот трое сорванцов («Молодые охотники») захлебываются от смеха после неудачного выстрела из лука своего товарища.

Салихитдин Айтбаев. Молодые казахи (1967)

Самобытностью и яркостью отличается творчество казахстанского   живописца Салихитдина Айтбаева, имя которого присвоено художественной  галерее Кызылорды. Он родился в 1938 году в Кызылорде, в 1961 году окончил Алматинское  художественное училище имени Н.Гоголя. В мир изобразительного  искусства он ворвался стремительно, заявив о себе громко и решительно. Его работы «Портрет отца» и «Счастье» были сразу замечены на Всесоюзной молодежной выставке, а картина «Молодые казахи» стала программным произведением национального изобразительного искусства.

В мир искусства он пришел в 60-х годах прошлого столетия. Это был так называемый период оттепели, когда художники получили свободу творчества, которая придала им мощный импульс. В стране появилась целая плеяда людей искусства, которые вопреки сложившемуся стереотипу по зову души и сердца обратились к истокам национальной культуры, истории и традициям народа, и начали создавать реалистичные произведения искусства, в которых отразились правдивые картины повседневной жизни народа. 

Хлудов Н. Г.. В юрте (1891)

Творческий путь Хлудова был весьма разноплановым. Первой его составляющей была научная деятельность, второй — работа в качестве педагога, ну и третья — это непосредственно творчество: труд художника.

Одним из знаковых произведений мастера, которое находится в фондах музея, является его полотно «В юрте», в котором автор запечатлел интерьер традиционного жилища и самих кочевников-казахов, в привычной для них обстановке. Простой жанровый сюжет, несущий в себе характерные черты ориентализма, повествует о жизненном укладе казахского народа, который в конце 19 века еще был еще почти неизвестен в Европе. Николай Хлудов много путешествовал по Казахстану в составе научных экспедиций, собирал этнографические материалы, фиксировал образы, типажи местных жителей, природы, различных предметов быта. На основании его полотен ученые изучали этот край. В то же время Хлудов как художник обогащал этнографический материал своим богатым художественным видением. Ценность картины «В юрте» в том, что она служит живым свидетельством того времени. Эта картина является художественным произведением, и в то же время историческим документом.

Абылхан Кастеев. На высокогорном катке Медео. (1955)

Перед нами – этапное в творчестве мастера произведение, в котором он показал себя мастером, способным создавать эпические вещи. Присутствие нарратива, бытовые подробности не ослабляют воздействия этой работы. В ней нашла свое достойное пластическое выражение концепция единства мира, неразрывной связи космоса природы и бытия человека.

Стремление к целостности и всеохватности привело к использованию панорамного вида. Взгляд художника, обозревающего вид с высоты, сочетается с пытливым разглядыванием происходящих событий. Благодаря такой оптике изображение горного катка избавлено от излишней сухости, сопутствующей грандиозным панорамам. В то же время оно не перегружено подробностями. Художником было точно найдено равновесие между неизменным покоем природы и хлопотливой суетой воскресного дня.

Для понимания специфики кастеевского видения уместно сопоставить это полотно с голландскими пейзажами 17 века, в которых изображены ледяные катки. В них каждый сантиметр холста переполнен жизненной суетой и вбирает в себя показ самых разных эмоций и положений, множество деталей. У А.Кастеева зрителю предъявлены немногословный рассказ, тихое созерцание начала события, спокойная атмосфера ожидания соревнований.

Весь эмоциональный накал переносится на пейзаж. Небо благодаря своей прозрачности кажется огромным и отражается в зеркальной глади катка. Гибко извивающаяся линия очерчивает его границы и ритмически продолжается в мягких очертаниях горных хребтов. Нежные переходы от света и тени, темные «частоколы» горного ельника вдали и людские фигурки на переднем плане оттеняют белизну снега.

Все подчинено общему, свободно струящемуся движению, позволяющему легко и в один миг охватить дальние горизонты. В произведении мало частного, личного отношения или отделения себя от природного универсума. Природа не становится отражением лирических переживаний художника, а выстраивается в своей целостности и самодостаточности.

Приподнятость быта была основной приметой кастеевских зимних видов. Скромное, в сравнении с летними пейзажами, описание, замедленные ритмы жизни выявляют благородную непринужденность природы, наполненной светом и созерцанием.

В кастеевских работах трудно вычленить смысловой центр, перечень предметов способен продолжаться до бесконечности, число людей, идущих к катку, множиться, а пейзаж может легко распространяться за рамки картины. А.Кастеев не просто пишет понравившийся социалистический ландшафт, а выстраивает уровни бытия, осваивает бесконечное пространство, стараясь охватить его на пределе возможного и создать базовые образы нового мира. Национальный художник словно вновь повторяет процесс сотворения мира.

Абылхан Кастеев.Сбор Хлопка (1935)

Мы рассматриваем картину «Сбор хлопка», которую написал известнейший казахстанский художник Абылхан Кастеев. Свое творчество он посвящал родной земле, жизни простых людей, истории и традициям.

Перед зрителем раскинулись живописные просторы Казахстана: зеленая степь и синие предгорья, а за ними хребты, чьи заснеженные вершины теряются в облаках. На хлопковом поле идет сбор урожая — белого золота Казахстана. Сборщики хлопка, живущие в палаточном лагере, сейчас в поле. Груженые машины увозят тюки на склады.

На переднем плане мы  видим трех женщин разных возрастов, собирающих урожай с помощью нового хлопкоуборочного комбайна, который стал подмогой хлопкоробам. Женщины одеты в белое и красное. Они сосредоточенны, ведь урожай велик, а собрать его нужно быстро и без потерь.

Художник запечатлел хлопкоуборочные комбайны, которые впервые появились на полях Казахстана. Машины очень облегчили нелегкий труд, который требовал сотни часов и тысячи умелых женских рук. Сегодня хлопкоробы используют множество техники на полях и для транспортировки ценного сырья. Всем известно, что хлопок незаменим в текстильной промышленности: из него шьют одежду, постельное белье, делают бинты и вату для медицинских нужд, различные фильтры и ткани для промышленности и транспорта.

Цвета картины очень символичны. Зеленый цвет — это богатая и плодородная земля Казахстана. Белый — хлопок, являющийся валютой. Красный — символ ударного труда.

Рассматривая картину А. Кастеева «Сбор хлопка», мы погружаемся в историю страны. Мы гордимся трудом наших предков, которые поднимали и обогащали экономику Казахстана. Очень интересно рассматривать детали картины, сравнивая прошлое и настоящее, обогащая свои знания и художественную культуру.

Мы рассматриваем картину «Сбор хлопка», которую написал известнейший казахстанский художник Абылхан Кастеев. Свое творчество он посвящал родной земле, жизни простых людей, истории и традициям.

Перед зрителем раскинулись живописные просторы Казахстана: зеленая степь и синие предгорья, а за ними хребты, чьи заснеженные вершины теряются в облаках. На хлопковом поле идет сбор урожая — белого золота Казахстана. Сборщики хлопка, живущие в палаточном лагере, сейчас в поле. Груженые машины увозят тюки на склады.

На переднем плане мы  видим трех женщин разных возрастов, собирающих урожай с помощью нового хлопкоуборочного комбайна, который стал подмогой хлопкоробам. Женщины одеты в белое и красное. Они сосредоточенны, ведь урожай велик, а собрать его нужно быстро и без потерь.

Художник запечатлел хлопкоуборочные комбайны, которые впервые появились на полях Казахстана. Машины очень облегчили нелегкий труд, который требовал сотни часов и тысячи умелых женских рук. Сегодня хлопкоробы используют множество техники на полях и для транспортировки ценного сырья. Всем известно, что хлопок незаменим в текстильной промышленности: из него шьют одежду, постельное белье, делают бинты и вату для медицинских нужд, различные фильтры и ткани для промышленности и транспорта.

Цвета картины очень символичны. Зеленый цвет — это богатая и плодородная земля Казахстана. Белый — хлопок, являющийся валютой. Красный — символ ударного труда.

Рассматривая картину А. Кастеева «Сбор хлопка», мы погружаемся в историю страны. Мы гордимся трудом наших предков, которые поднимали и обогащали экономику Казахстана. Очень интересно рассматривать детали картины, сравнивая прошлое и настоящее, обогащая свои знания и художественную культуру.

Связующее звено

Связующее звено

Кто такие лаборанты? Обыватели вроде бы и понимают роль таких специалистов, но осознают всю важность их кропотливой работы далеко не все. А ведь часто это те самые бойцы невидимого фронта, от качественной работы которых зависит многое, если не все.

Мини-фабрика

Когда речь идет о крупных производствах, то лаборантов можно встретить в самых разных цехах. Например, в АО «Костанайские минералы» отбирают пробы и с поступающей с карьера руды, и на фабрике, тут же проводят анализы. А еще хрупкие женщины собственноручно добывают хризотиловое волокно на мини-фабрике, которая уже много лет работает на базе производственной лаборатории технического контроля предприятия.

– Мы на всех этапах производства хризотилового волокна отслеживаем его качественные и количественные характеристики, – знакомит нас с процессами начальник производственной лаборатории Альфия Шакирзянова. – Отчеты о результатах анализов направляем в подразделения к а ж д ы й ча с. Мы же ведем контроль и присваиваем марки, а также определяем, в какую страну пойдет продукция.

Работа непростая и довольно напряженная. Взял пробу, провел утвержденные много лет назад анализы. Ведь с тех пор в процессах добычи и выработки хризотила мало что изменилось.

Традиции и новации

Принципы определения качественных характеристик все те же. Их установили много лет назад и придерживаются до сих пор. Потому рядом с современным умным пневмоклассификатором (определяет фракционный состав волокна) мы видим привычные деревянные сита. Лаборант асбестообогатительного производства Оксана Михно говорит, что с новой техникой работать проще, к тому же появилась возможность по некоторым показателям получать более точные результаты. Хотя если говорить об определении длины волокна, то просеивание минерала через сита – проверенный временем способ.

Пока мы разговариваем, Оксана идет на мини-фабрику. Ей нужно взять руду и извлечь волокно. Все делает сама. Движения отточены и верны. Все-таки четверть века на производстве. И училась здесь, и до сих пор трудится. Признается, что дети уговаривали сменить профессию, но эта работа Оксане нравится. А еще здесь коллектив, члены которого давно уже стали близкими людьми.

– Рабочий день длится семь с половиной часов, и все это время я делаю пробы, – рассказывает в ожидании результата анализа Оксана. – Всегда интересно, богатая ли руда. Если партию нужно только на ситах проверить, то это займет около десяти минут. Если же речь о полном анализе, то потребуется около двух часов на одну пробу.

Координация

Чтобы контроль процессов обогащения руды можно было назвать полноценным, в каждой смене производственной лаборатории трудится 12 специалистов, которые ежечасно выдают результаты различных анализов. Сводит их и ежечасно передает оперативную информацию в рудник или на фабрику Наталья Шиллер. Она сама не так давно стояла у лаборантского стола, за которым провела без малого четверть века. Всего же на предприятии уже 30 лет.

– Фабрика, опираясь на наши цифры, сможет увидеть, выполнит ли заявленный объем готовой продукции, – рассказывает Наталья.– Мы предоставляем данные о том, насколько руда богата, какое волокно содержит, сколько его остается в отходах. И эта информация позволяет и карьеру, и фабрике корректировать свою работу буквально на ходу.

Внешне незаметный труд лаборантов жизненно важен. От того, насколько верными будут их выводы, зависит слаженная работа всего предприятия. Потому этих специалистов здесь ценят и уважают. Впрочем, как и других, ведь каждый играет свою особую роль в большом деле.

Евгения ЕРМАКОВА eugenia1883@list.ru 53 02 08
Фото Сергея МИРОНОВА