Как уникальное предприятие ищет новые области применения своей продукции и диверсифицирует производство
Единственный производитель хризотил-асбеста в Казахстане – АО«Костанайские минералы» (№ 31 рейтинга крупнейших частных компаний Казахстана – 2022) – занимает четвертое место в мире по запасам этого сырья. Предприятие разрабатывает Джетыгаринское месторождение в Костанайской области, являясь правопреемником советского Джетыгаринского асбестового горно-обогатительного комбината «Кустанайасбест», введенного в эксплуатацию 57 лет назад. Промышленная зона включает в себя высокомеханизированный горно-транспортный комплекс, состоящий из одного из глубочайших в стране карьеров (глубина – более 310 метров, длина – 4 км, ширина – 1,6 км), автотранспортного предприятия, обогатительного комплекса и энергоуправления. Инфраструктура позволяет вести горные работы от эксплоразведки и буровзрывных работ до экскавации и транспортировки горной массы до складов, откуда железнодорожными путями протяженностью более 92 км она доставляется до обогатительной фабрики и отвала пустой породы.
За годы деятельности компания произвела более 17,5 млн тонн хризотил-асбеста, который в основном используется для армирования цемента при изготовлении шифера. Можно с уверенностью сказать, что весь асбестовый шифер, используемый для кровли и строительства стен в Казахстане, изготовлен из сырья, произведенного в АО «Костанайские минералы», поскольку никогда не было надобности его импортировать.
Сегодня компания выпускает более 250 тысяч тонн хризотила в год, достигнув рекордных значений за последние 30 лет. Запасов при такой производительности хватит еще на 70–100 лет. При этом 95% всей продукции экспортируется в Узбекистан, Индию, Таджикистан, Шри-Ланку, Китай, Туркменистан, Украину, Азербайджан, Вьетнам, Таиланд и Кыргызстан.
Учиться лучшему
Последние 25 лет «Костанайские минералы» развиваются под управлением частных инвесторов. В 1997 году тогда еще Джетыгаринский асбестовый ГОК «Кустанайасбест», находившийся на грани банкротства, был приватизирован компанией «Астана Холдинг». В 1998-м в комбинат пришла молодая команда менеджеров в составе Еркина Татишева (№ 21 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan), Каната Копбаева и Даулета Нуржанова (оба № 39 соответственно), которые в 2002 году выкупили предприятие.
В течение десяти лет АО «Костанайские минералы» руководит 49-летний Ербол Нурхожаев, уроженец Нукуса (Каракалпакстан), выпускник строительного факультета Московского института управления. В компанию он пришел в 1998-м вместе с нынешними акционерами. «В то время я работал начальником отдела экологии аппарата акима Медеуского района Алматы. Часто общался с бизнесом и был хорошо знаком с Еркином Татишевым, который и предложил попробовать себя в бизнесе. С тех пор я в этой компании», – рассказывает Нурхожаев.
Начав с должности менеджера по продажам представительства в Узбекистане, впоследствии он стал заместителем коммерческого директора в Казахстане, а после возглавил этот отдел и стал членом правления АО. В 2012 году был назначен председателем правления. «До сих пор помню первое совещание после назначения. Собрал всю команду и говорю: «Давайте станем чемпионами, как мы все мечтали в детстве! В асбестовой отрасли всего шесть компаний в мире, у нас есть шанс стать лучшей», – улыбаясь вспоминает собеседник.
По его словам, основная задача, которая тогда стояла: снизить себестоимость, сохранив качество продукции. В этом плане компания в два раза уступала основным конкурентам – российским производителям. Началась работа над приведением в порядок технологии и себестоимости. В результате, отмечает Нурхожаев, удалось добиться больших сдвигов – за последние десять лет «Костанайские минералы» существенно повысили конкурентоспособность своей продукции: улучшены технологические показатели обогащения, более чем на 40% снижено энерго- и водопотребление, на 30% сокращен расход дизтоплива и газа, техническая оснащенность приближена к мировым стандартам, внедряются современные автоматизированные системы контроля. За эти годы инвестиции составили более $100 млн.
Как рассказывает глава компании, первое, что было применено, – инструмент бережливого производства кайдзен, что сразу дало эффект. Далее последовали модернизация, цифровизация и автоматизация производства. «Главный секрет больших изменений и успеха – корпоративная культура и обучение. За эти годы мы многое освоили. Сначала это были курсы MBA для всего менеджмента из 30 человек, что послужило толчком к пониманию друг друга и дальнейшей совместной работе. В 2012-м мы прошли обучение у Эрика Фламгольца (американский профессор в области управления человеческими ресурсами и организационного поведения, основатель Management Systems Consulting Corporation, который выстроил стратегию бизнеса Starbucks Coffee и Movenpick. – Прим. ред.), после чего выстроили свое стратегическое развитие и инструменты, которыми пользуемся до сих пор. К тому же каждый год проводим тренинги и обмен опытом для сотрудников», – говорит Нурхожаев.
Читать подробнее https://forbes.kz/economy/energy-subsoil/hrizotilovyie_gorizontyi_1674785755/